вторник, 24 июня 2008 г.

Этот голый факт бытия, к которому приводит критика познания как к результату, после выделения из по

Этот голый факт бытия, к которому приводит критика познания как к результату, после выделения из познания всего нереального, всего воображаемого, построенного мышлением, Шанкара отождествляет с брахманом, единой духовной субстанцией, в которой нет никаких изменений, никакой дифференциации (advaitam). Таким путем Шанкара находит косвенное подтверждение своему философскому монизму в анализе восприятия, между тем как главным источником познания брахмана является у него священное писание.254 Все остальные школы видели в чувственном познании источник знания менее достоверный, чем мышление. Выше мы уже указывали на параллелизм в этом вопросе между европейскими и индийскими философами. С древнейшего времени до Канта в европейской философии господствовало убеждение, что чувства нас обманывают, дают неясные смутные представления объектов, тогда как мышлением мы познаем истинную сущность (sicuti sunt) объектов. На этой точке зрения стояли в Индии мимансаки. Кумарила (CV, Pratyaksa, 112) говорит: Существует смутное познание (alo-сапа),255 в котором участвуют одни только чувства (nirvikalpa-kam); оно предшествует256 [усвоению знания мышлением], оно подобно знанию младенцев и глухонемых и рождается под влиянием простого объекта (cuddhavastu) [т. е. без ясного знания всех его качеств]. Найяики и вайшешики так же различали восприятие простое, без участия мышления, дающее лишь смутное познание о чем-то существующем пред нами, и восприятие с участием мышления (savikalpakam), через которое объект со всеми своими качествами является сознанию в ясном представлении. По буддийскому взгляду как мы уже видели, даже в самом элементарном восприятии ребенка чувствуется мышление, так как вне синтетической деятельности мысли не может быть никакого познания. Опытное восприятие всегда совершается при участии мышления (vikaipenanugamyate). Именно поэтому-то восприятия наши ложны; они субъективны постольку, поскольку совершаются при участии синтетической деятельности мышления. Истинно-сущим в восприятиях является их подкладка, т. Способы продвижения товара

Комментариев нет: